- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № З-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Письмо Министерства Просвещения России от 21.12.2021г. №АЗ-1128/08 и Общероссийского Профсоюза образования №657 «О направлении Методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях», «Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников»)
- План мероприятий по проведению года педагога и наставничества в 2023 г в г.Боготоле
- План мероприятий по проведению года педагога и наставничества в Красноярском крае в 2023г
- Приказ №561/1 от 01.12.2022 «О внедрении целевой модели наставничества»
- Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в МБОУ «СОШ №3″ на 2022-2023 уч.год»
- Положение о системе наставничества педагогических работников в МБОУ «СОШ №3»
- Приказ №561/2 от 01.12.2022 «Оназначении куратора, ответственного за внедрение системы (целевой модели) наставничества в МБОУ «СОШ №3″»
Наставничество в школе играет ключевую роль в профессиональном развитии молодых учителей. Оно не только помогает новичкам адаптироваться к школьной среде, но и способствует обмену опытом и знаниями.
Профессия педагога-наставника
Педагоги-наставники относятся к особой категории работников в структуре образования. Их задачи заключаются в обучении и дальнейшем сопровождении подопечного. Наставничество в школе подразумевает координацию и контроль выполняемых действий, обмен опытом с лидерами, совместную деятельность по развитию конкретного проекта.
Педагог-наставник – это так называемый «универсальный солдат», цель которого состоит в профессиональном обучении и воспитании своего подопечного в определенном направлении: дисциплинарном, научном, проектном и иных. Наставничество в школе предполагает взаимосвязь, в которой участвуют начинающий педагог и опытный учитель, который координирует его действия, способствует дополнительному развитию сопутствующих навыков и черт личности.
К основным функциям и обязанностям педагога-наставника можно отнести следующие:
- Общеразвивающая, которая предполагает углубленное преподавание знаний учащимся и подопечному лицу по конкретной тематике или предмету в целом.
- Консультационная, необходимая для оказания содействия и необходимой координации действий начинающего учителя при реализации учебного плана.
- Контролирующая, из которой следует регулирование деятельности подопечного лица, анализ и рекомендации по улучшению программы для подготовки качественного проекта.
- Коммуникационная, достигается при установлении доверительных отношений между наставником и подопечным, которые способствуют повышению эффективности проекта или темы.
- Методологическая и методическая, которая заключается в помощи при выборе методов для реализации намеченной цели, подборе информации и иных учебных инструментов.
- Психологическая поддержка подопечных, включающая в себя создание здорового психологического климата в коллективе, установление контакта с подопечными, грамотную мотивацию.
- Наставничество в школе формирует особую нишу в образовательной среде, где деятельность имеет в основе реальный педагогический опыт, лидерские способности и содействие развитию доверенной аудитории.
- Педагог-наставник – это специалист, который, кроме классического обучения, выступает посредником в практической и научной деятельности. Опытный наставник личным примером показывает возможности для профессионального продвижения, помогает выстроить индивидуальный путь роста в профессии или в научной сфере.
- Обязанности педагога-наставника
- Присвоение квалификационной категории наставника накладывает на учителя ряд дополнительных обязанностей, связанных с наставнической работой. Новые правила прохождения аттестации подразумевают, что наличие наставнических категорий является поводом дифференцировать заработную плату. Соответственно, выполняя дополнительные обязанности, педагоги могут рассчитывать на прибавку к оплате труда.
- Профессиональное наставничество в школе предполагает, что педагог, кроме своих прямых обязанностей, выполняет ряд задач наставнической практики. В новом порядке аттестации четко прописываются несколько схем подобной деятельности:
- Руководство практикой студентов колледжей и высших учебных заведений в качестве учителя определенного предмета и при ведении классного руководства.
- Наставничество начинающих педагогов, сопровождение их при вступлении в должностные обязанности и контроль дальнейшего профессионального роста подопечных. К документам необходимо приложить дорожные карты и планы деятельности наставника.
- Сопровождение коллеги на конкурсе педагогических достижений. Поддержка коллектива существенно помогает, если участник добивается высоких результатов на региональном или федеральном уровне конкурса «Учитель года». Второй вариант: когда учитель лично участвует в наставническом конкурсе.
- Создание и внедрение авторских методик в области наставничества. Методические разработки по отдельному предмету или классному руководству, что относится к деятельности педагога-методиста.
Педагог-наставник как новая категория
В прошлом учебном году был принят документ, по которому в Российской Федерации появились новые квалификации «педагог-методист» и «педагог-наставник». Наставничество в современной школе дает учителям возможность по собственному желанию пройти процедуру аттестации, чтобы получать повышенную оплату труда с учетом присвоенной квалификации и объема дополнительных обязанностей.
Аттестация работников сферы образования для присвоения квалификации – «педагог-методист» или «педагог-наставник» является добровольным процессом, который способствует повышению статуса специалиста в выбранной профессии. Воспользоваться подобной привилегией могут педагоги, имеющие высшую категорию.
- Руководство практикой студентов колледжей и высших учебных заведений в качестве учителя определенного предмета и при ведении классного руководства.
- Наставничество начинающих педагогов, сопровождение их при вступлении в должностные обязанности и контроль дальнейшего профессионального роста подопечных. К документам необходимо приложить дорожные карты и планы деятельности наставника.
- Сопровождение коллеги на конкурсе педагогических достижений. Поддержка коллектива существенно помогает, если участник добивается высоких результатов на региональном или федеральном уровне конкурса «Учитель года». Второй вариант: когда учитель лично участвует в наставническом конкурсе.
- Создание и внедрение авторских методик в области наставничества. Методические разработки по отдельному предмету или классному руководству, что относится к деятельности педагога-методиста.
Педагог-наставник как новая категория
В прошлом учебном году был принят документ, по которому в Российской Федерации появились новые квалификации «педагог-методист» и «педагог-наставник». Наставничество в современной школе дает учителям возможность по собственному желанию пройти процедуру аттестации, чтобы получать повышенную оплату труда с учетом присвоенной квалификации и объема дополнительных обязанностей.
Аттестация работников сферы образования для присвоения квалификации – «педагог-методист» или «педагог-наставник» является добровольным процессом, который способствует повышению статуса специалиста в выбранной профессии. Воспользоваться подобной привилегией могут педагоги, имеющие высшую категорию.
- Руководство практикой студентов колледжей и высших учебных заведений в качестве учителя определенного предмета и при ведении классного руководства.
- Наставничество начинающих педагогов, сопровождение их при вступлении в должностные обязанности и контроль дальнейшего профессионального роста подопечных. К документам необходимо приложить дорожные карты и планы деятельности наставника.
- Сопровождение коллеги на конкурсе педагогических достижений. Поддержка коллектива существенно помогает, если участник добивается высоких результатов на региональном или федеральном уровне конкурса «Учитель года». Второй вариант: когда учитель лично участвует в наставническом конкурсе.
- Создание и внедрение авторских методик в области наставничества. Методические разработки по отдельному предмету или классному руководству, что относится к деятельности педагога-методиста.
Педагог-наставник как новая категория
В прошлом учебном году был принят документ, по которому в Российской Федерации появились новые квалификации «педагог-методист» и «педагог-наставник». Наставничество в современной школе дает учителям возможность по собственному желанию пройти процедуру аттестации, чтобы получать повышенную оплату труда с учетом присвоенной квалификации и объема дополнительных обязанностей.
Аттестация работников сферы образования для присвоения квалификации – «педагог-методист» или «педагог-наставник» является добровольным процессом, который способствует повышению статуса специалиста в выбранной профессии. Воспользоваться подобной привилегией могут педагоги, имеющие высшую категорию.
Для успешного прохождения аттестации потребуется продемонстрировать, какое содействие было оказано коллегам для их успешного участия в конкурсах профессионального мастерства. Основная задача претендента – показать свое активное участие в процессе подготовки, помощь в становлении в профессии для молодых коллег, обмен с ними опытом и авторскими методиками, связанных с обучением школьников.
Когда аттестационная комиссия принимает положительное решение, педагогу присваивается соответствующая категория. В случае если эксперты отказывают конкретному кандидату, педагог имеет право на повторную подачу документов для аттестации. Это возможно предпринять не ранее, чем через год после отказа.
Важное значение имеет то, что при смене места работы за педагогом сохраняется присвоенная квалификационная категория.
Организация наставничества в школе
Чтобы организовать наставничество в школе, необходимо следовать следующему алгоритму.
- Назначение наставника, то есть к молодому учителю прикрепляется более опытный коллега, который будет ему помогать и поддерживать.
- Четкое определение целей и задач, которых необходимо достичь. Участники программы совместно составляют список определенных результатов на обозначенный временной отрезок.
- Организация тесного общения и взаимодействия в процессе работы. Наставник и наставляемый должны наладить регулярное общение, чтобы обсуждать текущие результаты, иметь возможность задавать интересующие вопросы, получать необходимые рекомендации и обмениваться инновационными методиками.
- Наличие обратной связи. Это дает возможность выявить сильные и проблемные моменты, а также получить необходимые рекомендации по их совершенствованию.
- Совместное составление планов. Наставник оказывает всяческую поддержку неопытному коллеге в разработке учебных планов, включая выбор методических материалов, методик преподавания и структуры ведения урока.
- Оценивание результатов происходит через предоставление устных или письменных отчетов, анализ эффективности проводимых занятий.
Любая система наставничества является уникальной. Она создается адаптированной к потребностям и ресурсам определенной школы.
Советы наставнику по взаимодействию с молодым специалистом
Наставничество в школе — это не модное нововведение и не инновация, а традиционная и не теряющая со временем своей эффективности программа адаптации педагогов к сложившимся условиям.
Наставнику рекомендовано:
- Безвозмездно делиться знаниями, делая это без давления, в доброжелательном ключе.
- Помогать подопечному, проявляя максимальное терпение. Поддержку необходимо оказывать своевременно. Нельзя забывать хвалить за положительные моменты в работе.
- Присутствовать на уроках молодого коллеги, анализировать и выявлять успешные тенденции, приглашать молодого специалиста на собственные занятия и обсуждать их.
- Действовать на опережение. Необходимо помогать в подготовке к урокам, особенно к самым первым занятиям. Наиболее сложные темы можно прорабатывать совместно. Старайтесь разбирать материал на несколько уроков вперед, чтобы молодой учитель мог лучше подготовиться к раскрытию более сложных тем.
- Тщательно изучить учебные планы и пояснительные записки к ним совместно с молодым специалистом. Важно провести анализ предметных показателей освоения образовательных программ по каждому предмету по окончании каждой четверти, в конце учебного года или курса.
- Научить, как подбирать и готовить дидактические пособия, наглядный материал, текстовые задачи, упражнения и проверочные работы.
- Помочь сформировать план по самообразованию и подобрать к нему методическую литературу.